связаться с нами: +7 916 254 28 63

Особенности регистрации некоммерческой организации (НКО) под саморегулируемую организацию (СРО)

Согласно положениям пункта 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческой организацией (НКО) является организация, не преследующая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками.

Также допускается возможность НКО осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено уставом некоммерческой организации, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и если это соответствует таким целям. В этом случае некоммерческая организация должна иметь достаточное для осуществления приносящей доход деятельности имущество рыночной стоимостью не менее 10 000 рублей. Однако, после получения статуса саморегулируемой организации (СРО) НКО не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 14 ФЗ "О СРО"). Это и иные положения, на которые обращается Ваше внимание в этой статье, должные быть отражены в Уставе НКО.

В настоящее время существуют следующие виды (или организационно-правовые формы) некоммерческих организаций:

1) общественные организации (корпоративные НКО), сюда следует относить, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2) ассоциации (союзы), именно в этой форме с 01.09.2014 года создаются саморегулируемые организации;

3) фонды, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;

4) товарищества собственников недвижимости, сюда относятся, в том числе, товарищества собственников жилья;

5) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) потребительские кооперативы, к которым относятся, в том числе, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

8) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономные некоммерческие организации;

10) религиозные организации;

11) публично-правовые компании.

 

В зависимости от наличия или отсутствия в НКО членства, целей организации и других особенностей, НКО подразделяются на два типа: корпоративные и некорпоративные. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.
 

Государственная регистрация некоммерческих организаций (НКО).

Решение о государственной регистрации межрегиональных, региональных общественных организаций, ассоциаций (союзов), фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями принимают Территориальные органы Министерства юстиции РФ. Решение о государственной регистрации общероссийских общественных организаций, международных организаций, политических партий, отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями принимает Центральный аппарат Минюста России.Государственная регистрация товариществ собственников недвижимости и потребительских кооперативов осуществляется налоговыми органами.

Сроки государственной регистрации некоммерческих организаций (НКО).

Общий срок предоставления государственной услуги центральным аппаратом Министерства юстиции РФ и его территориальными органами, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать:

33 дней в отношении общественных организаций,

30 дней - политических партий,

одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) - религиозных организаций

17 рабочих дней - ассоциаций (союзов) и иных некоммерческих организаций.

При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации течение указанного срока приостанавливается не более чем на три месяца.

Направление документов в регистрирующий орган, которым в данном случае выступает территориальное управление Федеральной налоговой службы РФ, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации.

На основании принятого решения о государственной регистрации некоммерческой организации и представленных им необходимых сведений и документов регистрирующий орган (территориальное Управление ФНС РФ) в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в центральный аппарат Министерства юстиции РФ или его территориальный орган.

 

Подготовка документов для регистрации некоммерческой организации (НКО). 

Перед тем как приступить к подготовке документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации, необходимо определиться с наименованием некоммерческой организации. В соответствии с требованиями закона наименование некоммерческой организации должно отражать ее организационно-правовую форму и характер её деятельности. Также необходимо провести проверку наименования некоммерческой организации на предмет того, что некоммерческая организация, с таким наименованием уже зарегистрирована, т.е. имеет исключительное право на его использование. Это можно сделать на сайте Федеральной налоговой службы.

Перечень документов, необходимых для регистрации некоммерческой организации (НКО):

  • заявление (по форме Р11001), подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • устав некоммерческой организации;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов;
  • сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению);
  • документ об уплате государственной пошлины (4000 рублей);
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующем разделе заявления);
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

Подготовка Устава некоммерческой организации (НКО).

Учитывая, что мы рассматриваем в настоящей статье особенности создания НКО под СРО, особое внимание предлагается обратить на подготовку Устава НКО. Существует два типа саморегулируемых организаций: добровольные (те саморегулируемые организации, членство в которых для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида не является обязательным) и обязательные (законодательством РФ оказание услуг и выполнение работ в ряде сфер предпринимательской и профессиональной деятельности разрешено только при условии вступления участника этой предпринимательской или профессиональной деятельности в соответствующее СРО).

В обоих случаях в Уставе должны быть предусмотрены нормы, предусматривающие принятие органами управления НКО решений до получения статуса СРО и после получения статуса СРО, конкретные требования к условиям членства в НКО, наличие специализированных органов (контрольного и дисциплинарного), дополнительные способы обеспечения имущественной ответственности членов НКО перед потребителями выполняемых ими работ (или оказываемых ими услуг) и другие важные моменты. В случае, если НКО создается под обязательное СРО, в Уставе должны фигурировать нормы специальных законов: Градостроительного кодекса РФ для СРО строителей, проектировщиков, инженеров-изыскателей, ФЗ "О саморегулируемых организациях на финансовом рынке" для СРО микрофинансовых организаций, страховых компаний, кредитных потребительских кооперативов и т.д., "Об аудиторской деятельности" для СРО аудиторских компаний, "О государственном кадастре недвижимости" для СРО кадастровых инженеров, "Об оценочной деятельности" для СРО оценщиков, "О несостоятельности (банкротстве)" для СРО арбитражных управляющих и т.д. Как правило, в этом случае в Уставе появляются целые разделы, касающиеся специфики деятельности указанных сфер предпринимательской (юридические лица и ИП) или профессиональной (физические лица) деятельности. Это делается для финальной стадии проекта - включения информации об НКО в государственный реестр СРО (или получение статуса СРО). Этот вопрос относится уже к компетенции органа государственного надзора за соответствующей сферой предпринимательской или профессиональной деятельности, в которой создается и функционирует СРО. Это может быть Министерство финансов РФ, Центральный банк России, Ростехнадзор, Росреестр и т.д. Более подробно об этом читайте в соответствующей статье на нашем сайте. В случае, если в уставе этих норм не будет или они не будут отражать актуальную законодательную ситуацию в соответствующей сфере предпринимательской или профессональной деятельности, скорее всего, орган государственного надзора за СРО откажет в получении НКО статуса СРО. 

Именно по этой причине стоимость услуг нашей компании по государственной регистрации некоммерческой организации (НКО) под добровольное СРО составляет 40 000 рублей и 60 000 рублей для регистрации некоммерческой организации (НКО) под обязательное СРО. Здесь цены указаны без учета государственной пошлины, нотариальных и иных расходов.

В большинстве случаев мы сталкиваемся с ситуацией, когда к нам обращаются заказчики, которые уже зарегистрировали НКО под СРО. К сожалению, при детальном изучении учредительных документов этих НКО выясняется, что шансов получить статус СРО у них практически нет. В итоге, нам приходится существенно переделывать устав этих НКО, регистрировать измененения в учредительные документы НКО в территориальных управлениях Министерства юстиции РФ, что приводит к потери времени и дополнительным финансовым затратам заказчиков.

По вопросам государственной регистрации некоммерческой организации (НКО) под саморегулируемую организацию (СРО) или государственной регистрации изменений в учредительные документы НКО обращайтесь к нашим специалистам по телефону: +7 916 254 28 63, +7 977 614 12 95 или пишите письма по адресу: info@sroinfo.ru