связаться с нами: +7 916 254 28 63, +7 977 614 12 95

Набор членов в некоммерческую (НКО) или саморегулируемую организацию (СРО)

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» содержит ряд требований, которым должна соответствовать СРО. Минимальные требования (для получения статуса СРО) указаны в ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях». Одним из этих требований является объединение в составе некоммерческой организации (НКО) не менее 25 членов - субъектов предпринимательской деятельности (юридические лица или ИП) или не менее 100 членов - субъектов профессиональной деятельности (физические лица) определенного вида (федеральными законами для отдельных сфер предпринимательской или профессиональной деятельности по количеству членов может быть установлен больший минимальный предел).

Как правило, НКО создается некой инициативной группой, включающей несколько юридических или физических лиц. В случае, если НКО создается с намерением получить статус саморегулируемой организации (СРО), то наших потенциальных заказчиков волнует вопрос, а смогут ли они набрать в НКО количество членов, необходимое для получения НКО статуса СРО? Как набрать членов НКО (СРО)? И эти вопросы наши заказчики адресуют нам: сможем ли мы помочь и если сможем, то чем?

ООО «Бона Сенс» является консалтинговой компанией, специализирующейся на создании СРО. При этом мы занимаемся вопросом комплексно, т.е. помогаем создавать СРО с «нуля» и до получения НКО статуса СРО. Также мы решаем разовые вопросы наших заказчиков после получения статуса СРО либо занимаемся сопровождением деятельности СРО на постоянной основе. По этой причине мы заинтересованы решить положительно любой вопрос, который возникает у наших заказчиков! Тем более если от ответа на этот вопрос зависит - есть ли смысл заказчикам заниматься проектом в принципе…

Создание СРО – это всегда штучный, индивидуальный проект, т.к. цели создания СРО, даже если СРО обязательное, всегда формулирует заказчик. В этой связи требования к членам НКО могут сильно варьироваться.

Поэтому в каждом случае в процессе работы по проекту нами совместно с заказчиками составляется комплексный план конкретных мероприятий, благодаря реализации которого задача успешно решается.

При подготовке этого плана немаловажным является методологический аспект. В его основе лежат следующие принципы, которым мы руководствуемся в своей работе:

1. Формулирование четких требований к условиям членства в НКО.

Как правило, этот раздел актуален для добровольных СРО. Здесь требования к условиям членства в НКО корреспондируют с предметом саморегулирования СРО. Поэтому на данном этапе заказчики определяют какой сегмент рынка они хотят объединить в НКО. В нашей практике встречались самые различные случаи: от желания объять необъятное и до объединения в НКО специалистов узкого профиля (НАОК – объединение компаний, специализирующихся на оценке инструментов финансовых рынков).

2. Определение целевой аудитории (или потенциальных членов будущей СРО) и формирование у нее необходимых целевых установок.

Задачи в этом разделе плана формулируются в зависимости от целей создания СРО:

- в отраслевом федеральном законе предусмотрена возможность объединения субъектов предпринимательского (профессионального) сообщества в СРО и они решают реализовать эту возможность;

- в СМИ появляется информация о том, что в Государственную Думу ФС РФ внесен законопроект, согласно которому вскоре членство в СРО для осуществления какой-то деятельности станет обязательным и предпринимательское сообщество, занимающееся этой деятельностью, сразу начинает консолидироваться;

- статус СРО нужен членам СРО, чтобы решать какие-то специфические вопросы в государственных (в т.ч. контролирующих) органах (и инициатива создания таких СРО исходит, как правило, от самих государственных органов или организаций и их руководителей);

- консолидируется часть предпринимательского сообщества, которая видит среди членов СРО не конкурентную среду, а единомышленников и СРО создается как клуб по интересам, в который никогда не попасть недобросовестным конкурентам и иным элементам, разделяющим принцип "человек человеку - волк!";

- субъектам предпринимательской (профессиональной) деятельности для осуществления деятельности необходимо вступить в профильное СРО, т.к. этого требует законодательство РФ (обязательные СРО).

Целевая аудитория делится на две части:

- публика, не являющаяся членами профильной НКО или СРО;

- публика, уже состоящая в членах НКО или СРО (откуда члены должны перейти в СРО заказчика).

В каждом случае используются средства и проводятся мероприятия, необходимые для достижения максимального эффекта.

В их числе есть и специфические мероприятия, реализацией которых занимается внешний консультант нашей компании по сопровождению PR-проектов – Кочеров Андрей:

- информационное продвижение и представительство НКО (СРО) в необходимых целевых аудиториях (СМИ, Госорганы, профессиональное сообщество, конкуренты) в зависимости от целей и задач организации;

- информационное сопровождение деятельности СРО (ТВ, Интернет-издания, информационные агентства, бизнес-радиостанции, печатные СМИ - газеты и журналы);

- реализация различных PR-проектов в интересах СРО, включая PR-проекты антикризисного характера, а также PR-проекты, связанные со сделками слияний и поглощений;

- обеспечение представительства НКО (СРО) в социальных сетях.

Практический пример (или совет как бороться с ФЗ от 03.07.2016 года № 372-ФЗ). Если речь идет о консолидации строителей, то консолидировать специалистов узкого профиля со всей страны можно назвав НКО - Союз строителей гидротехнических сооружений. Тогда в это СРО вступят все, кто занимается строительством и реконструкцией портовых соружений от Калининграда до Дальнего Востока, от Северных морей до Черного и Каспийского... И неважно, что Градостроительным кодексом РФ определено, что вступать субъекту предприниматьской деятельности нужно в СРО по месту его регистрации. В данном случае первичным становится "узкий" профиль строительной компетенции компании, а местом жительства компании может стать любой регион. По этой причине такая строительная компания будет себя чувствовать гораздо комфортнее в строительном СРО, отражающим специфику его деятельности, чем быть членом какого-нибудь единственного СРО в Субъекте РФ с местечковыми замашками руководителей...

3. Использование инструментариев из набора преимуществ СРО.

Практический пример:

Для потенциального члена СРО важно иметь гарантии того, что после вступления в СРО он сможет использовать те права, которые декларируются в Уставе СРО, а также того, что специализированные органы СРО (контрольный и дисциплинарный) выполняют свою работу системно, а не дифференцированно – по указанию руководства СРО.

В структуре органов управления СРО есть коллегиальный орган управления, к компетенции которого относится решение следующих вопросов:

1) утверждение стандартов и правил саморегулируемой организации, внесение в них изменений;

2) создание специализированных органов саморегулируемой организации, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности;

3) назначение аудиторской организации для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности саморегулируемой организации, принятие решений о проведении проверок деятельности исполнительного органа саморегулируемой организации;

4) представление общему собранию членов саморегулируемой организации кандидата либо кандидатов для назначения на должность исполнительного органа саморегулируемой организации;

5) принятие решения о вступлении в члены саморегулируемой организации или об исключении из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным уставом саморегулируемой организации;

7) иные предусмотренные уставом некоммерческой организации вопросы, куда СРО относят практически все важные вопросы, которые не отнесены к компетенции общего собрания членов.

Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа физических лиц - членов саморегулируемой организации и (или) представителей юридических лиц - членов саморегулируемой организации, а также независимых членов. И этими независимыми членами считаются лица, которые не связаны трудовыми отношениями с саморегулируемой организацией, ее членами. Независимые члены должны составлять не менее одной трети членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Понятно, что конструкция «независимые члены» или «независимые директора» в структуру правоотношений саморегулирования включена не случайно и позволяет гарантировать членам саморегулируемой организации соблюдение их прав и законных интересов органами управления СРО, а также неукоснительное исполнение СРО и ее специализированными органами положений нормативных актов, учредительных и внутренних документов СРО. Главное, чтобы это было действительно так в этом СРО, в которое собирается вступить новый член.

В этой ситуации мы даем своим заказчиками рекомендацию обратить внимание, на то, что в сфере корпоративного управления тоже есть профессионалы. Методологически профессиональный независимый член КОУ СРО должен иметь следующие атрибуты:

- образование в сфере корпоративного управления;

- опыт работы в коллегиальных органах управления коммерческих или некоммерческих организаций;

- отличную репутацию;

- понимание специфики и процесса выполняемых работ (оказания услуг) членам СРО;

- специфические личностные характеристики и качества, необходимые для выполнения этой ответственной задачи.

Такими профессионалам являются члены Национальной ассоциации корпоративных директоров (НАКД), которая в марте 2016 года получила статус СРО. НАКД является добровольным объединением субъектов профессиональной деятельности – физических лиц, осуществляющих корпоративное управление в коллегиальных органах управления и контроля (советах директоров, наблюдательных советах, ревизионных комиссиях) коммерческих и некоммерческих организаций. В настоящее время НАКД объединяет 282 члена.

Если в коллегиальный орган управления СРО в качестве независимых директоров будут избраны профессионалы своего дела – решение о вступлении в члены СРО колеблющийся кандидат в члены примет с гораздо большей вероятностью, чем в случае, если независимыми членами будут непонятные личности.

Создание (регистрация) саморегулируемой организации процесс длительный и после получения НКО статуса СРО он не заканчивается, а практически только начинается… Поэтому мы создали набор комплексных и разовых услуг для наших заказчиков с той целью, чтобы этот процесс был максимально комфортным и результативным!

За подробной информацией по вопросу набора членов в НКО (СРО) обращайтесь к нашим специалистам по тел. +7 929 547 37 04, +7 977 614 12 95 или пишите по адресу: info@sroinfo.ru