связаться с нами: +7 916 254 28 63, +7 977 614 12 95

Определение предмета саморегулирования саморегулируемой организации (СРО)

В соответствии с положениями ст. 4 ФЗ «О саморегулируемых организациях» под предметом саморегулирования понимается предпринимательская (юр. лица или ИП) или профессиональная (физические лица) деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Саморегулируемая организация (СРО) разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Следовательно, определение предмета саморегулирования будущей СРО является приоритетной задачей инициативной группы, которая собралась консолидировать для каких-то целей предпринимательское (юр. лица или ИП) или профессиональное (физические лица) сообщество. Немаловажным моментом является то, что формулировка предмета саморегулирования корреспондирует с наименованием некоммерческой организации (НКО), которое в соответствии с положениями пункта 1 ст. 4 ФЗ "О некоммерческих организациях" должно отражать организационно-правовую форму НКО и характер ее деятельности.

По этим двум причинам подготовке учредительных документов НКО, регистрируемой под СРО, всегда предшествует определение предмета саморегулирования.

Пример из нашей практики.

При получении статуса СРО Национальной ассоциацией корпоративных директоров нами было подготовлено сопроводительное письмо в Росреестр, в котором мы дали следующие пояснения по предмету саморегулирования этой НКО: Члены Ассоциации осуществляют корпоративное управление в коллегиальных органах управления и контроля (советах директоров, наблюдательных советах, ревизионных комиссиях) коммерческих (хозяйственные общества и товарищества, как это определено в п. 1 ст. 66 ГК РФ) и некоммерческих организаций. Данная деятельность осуществляется членами Ассоциации как физическими лицами, ежегодно избираемыми акционерами (участниками, членами НКО) в состав соответствующих органов управления и контроля на общих собраниях акционеров (собраниях участников, членов НКО) соответствующих организаций. Большая часть членов Ассоциации осуществляет профессиональную деятельность в акционерных обществах с государственным участием. Для отбора кандидатов в органы управления и контроля акционерных обществ с государственным участием действует комиссия Федерального Агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество). Данная комиссия действует на основании приказа Росимущества от 07 ноября 2012 г. № 250 (в ред. приказа Росимущества от 21 ноября 2013 года № 359).

В итоге в разделе «Сфера деятельности» в государственном реестре СРО Росреестр по Национальной ассоциации корпоративных директоров отразил следующую формулировку - корпоративное управление в коллегиальных органах управления и контроля коммерческих и некоммерческих организаций (см. запись в гос. реестре СРО по № 468).

Обратите внимание как органично в приведенном примере предмет саморегулирования корреспондирует с наименованием НКО - Национальная ассоциация корпоративных директоров (оно отражает характер деятельности НКО, из него сразу понятно, кто является членами НКО и чем они занимаются).

Вернемся в самое начало. Предмет саморегулирования найдет свое отражение в соответствующих разделах устава НКО, в которых дается определение требований к условиям членства в НКО, лягут в основу внутреннего документа – положения о членстве в НКО, а также будет детализирован в стандартах и правилах предпринимательской или профессиональной деятельности СРО.

По этой причине при создании добровольных СРО (в обязательных СРО предмет СРО сформулирован в соответствующих федеральных законах, регламентирующих ту или иную предпринимательскую или профессиональную сферу деятельности членов СРО) мы всегда рекомендуем нашим заказчикам поручить нам проработать вопрос с определением предмета саморегулирования. Стоимость наших услуг зависит от сложности тематики и, соответственно, наших трудозатрат (мы оцениваем их так - за 1 час работы - 5 000 рублей).

К сожалению, встречаются случаи, когда заказчики считают, что предмет саморегулирования ими уже определен и мы движемся дальше в сторону создания СРО. Но в какой-то момент, когда НКО все больше начинает соответствовать признакам СРО, наши заказчики понимают, что предмет саморегулирования должен быть сформулирован более точно или вообще по-другому. В итоге мы возвращаемся на несколько шагов назад, что приводит к потери времени и дополнительным затратам наших заказчиков…

Есть еще ряд моментов, на которые следует обратить внимание, когда предмет саморегулирования определен. На них обращают пристальное  внимание работники Росреестра, когда НКО обращается в Росреестр с заявлением о включении информации о НКО в гос. реестр СРО.

Систематизировать все многообразие ситуаций и дать какие-то рекомендации нашим потенциальным заказчикам в этой статье невозможно. Создание добровольной СРО – это всегда штучный, индивидуальный проект!

По этой причине наша рекомендация – в случае, если Вами принято решение создать саморегулируемую организацию, обращайтесь к нашим специалистам по тел. +7 916 254 28 63, +7 977 614 12 95 или пишите по адресу: info@sroinfo.ru