связаться с нами: +7 916 254 28 63, +7 977 614 12 95

Создание (Регистрация) СРО

Как создать СРО (саморегулируемую организацию), как зарегистрировать СРО, какие документы необходимы для регистрации СРО, каков порядок создания и регистрации СРО - эти вопросы становятся очень актуальными в настоящее время. 

Как создать (зарегистрировать) СРО в Вашей сфере деятельности?

Саморегулируемая организация (СРО) создается для разработки и установления стандартов и правил деятельности, а также для контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил, условий членства ее членами.

Для создания (регистрации) СРО необходимо пройти путь от создания некоммерческой корпоративной организации (НКО) до получения НКО статуса СРО. Мы разделили этот процесс на три этапа:

Этап I. Создание (регистрация) НКО в форме ассоциации (союза) под будущую СРО.
С 1 сентября 2014 года СРО создаются только в организационно-правовой форме ассоциации (союза). В соответствии с положениями ст. 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Регистрация НКО относится к компетенции Министерства юстиции РФ и осуществляется территориальным управлением юстиции Субъекта Федерации РФ (по месту нахождения НКО).

Почему НКО изначально создается под будущую СРО? В зависимости от сферы предпринимательской или профессиональной деятельности и специфики решений, принимаемых органами управления СРО, устав и другие документы НКО необходимо сразу подготавливать исходя из конкретных целей и задач будущей СРО.

Этап II. Подготовка НКО к получению статуса СРО.
Как правило, НКО создаются несколькими учредителями. Законом же установлены требования по минимальному количеству членов (подробнее см. ниже). Понятно, что для того, чтобы соответствовать  набору требований к СРО НКО нужно постепенно учиться жить и работать в формате, установленном для СРО.
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» содержит ряд требований, которым должна соответствовать СРО. Минимальные требования (для получения статуса СРО) указаны в ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» и заключаются в следующем:
объединение в составе некоммерческой организации (НКО) не менее 25 членов - субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 членов - субъектов профессиональной деятельности определенного вида (федеральными законами для отдельных сфер предпринимательской или профессиональной деятельности по количеству членов может быть установлен больший минимальный предел членства);
- наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для всех членов НКО;
- обеспечение НКО дополнительной имущественной ответственности ее членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) путем формирования компенсационного фонда НКО или индивидуального/коллективного страхования гражданской ответственности членов НКО.
Кроме того, для осуществления деятельности в качестве СРО НКО должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.
У СРО помимо обязательных требований есть и дополнительные. К примеру, у СРО должен быть сайт в сети "Интернет", на котором должна отображаться установленная ст. 7 ФЗ «О саморегулируемых организациях» информация. Эту необходимость из числа обязанностей можно превратить в конкуретное преимущество. Как указано выше, одной из задач для соответствия НКО формату СРО является вступление в НКО определенного количества членов. В этих целях можно наполнить сайт НКО информацией о преимуществах СРО в целях стимуляции вступления в него новых членов: размещение стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности членов СРО, выполнения их членами СРО, наличия механизма возмещения ущерба, причиненного членами СРО потребителям, посредством страхования коллективной или индивидуальной гражданской ответственности в значительном размере, работой в направлении лоббирования интересов СРО на государственном уровне и т.д.
Также для получения НКО статуса СРО необходимо утвердить ряд внутренних положений, определяющих специфику деятельности СРО:
- устанавливающих способы обеспечения имущественной ответственности за вред, причиненный членами СРО потребителям их товаров (работ, услуг) - компенсационный фонд/страхование ответственности членов СРО;
- регулирующих деятельность специализированных органах НКО: контроля (за соблюдением членами правил и стандартов) и дисциплинарного (налагающего меры дисциплинарного воздействия на членов СРО за различные нарушения);
- касающихся публичности деятельности СРО и ее членов.
Создание СРО всегда штучный продукт. Поэтому в каждом случае (даже если СРО обязательное) необходимо разрабатывать внутренние документы СРО с учетом пожеланий ее учредителей (членов).
На весь процесс подготовки НКО к получению статуса СРО может понадобиться от двух до нескольких месяцев совместной работы. 
 
Этап III. Получение статуса СРО (внесение в государственный реестр СРО сведений о НКО).
Законодательством РФ оказание услуг и выполнение работ в ряде сфер предпринимательской (юрлица и ИП) или профессиональной (физлица) деятельности, а именно:
- аудиторская деятельность (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство финансов);
- инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор));
- энергетическое обследование (энергоаудиторы) (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство энергетики);
- деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство сельского хозяйства);
- деятельность кредитных кооперативов, микрофинансовых организацийброкеров, дилеров, управляющих, регистраторов, акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, страховых брокеров, обществ взаимного страхования; жилищных накопительных кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, форекс-дилеров и актуариев (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Центральный банк);
- арбитражные управляющие, кадастровые инженеры, оценочная деятельность, процедура медиации, операторы электронных площадок (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр));
- организаторы азартных игр в букмекерских конторах и в тотализаторах (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная .налоговая служба).
разрешено только при условии вступления участника предпринимательской деятельности в соответствующее СРО (Примечание. У СРО медиаторов и микрофинансовых организаций особый статус - создаются добровольно, но включением в реестр СРО и осуществлением государственного надзора за деятельностью СРО занимается Росреестр и Центральный банк соответственно).
Соответственно, внесение в государственный реестр СРО сведений о НКО в зависимости от вида деятельности осуществляется соответствующим государственным надзорным органом.
Функционирование НКО в формате СРО создает для членов НКО ряд конкурентных преимуществ, благодаря чему они занимают привилегированное положение в тех сегментах рынка, на которых осуществляется реализация производимых ими товаров (работ, услуг). По этой причине статус СРО на добровольной основе стремятся приобрести хозяйствующие субъекты, объединенные в НКО, осуществляющие виды деятельности, для которых законодательством РФ не предусмотрено обязательное членство в СРО. В настоящее время СРО созданы или создаются для функционирования в следующих видах деятельности:
- управляющие компании в ЖКХ (управление многоквартирными домами, жилым и нежилым недвижимым имуществом);
- деятельность в области проектирования и производства оборудования, оказания услуг по монтажу и демонтажу подъемных сооружений: лифтов, эскалаторов, траволаторов, канатных дорог, фуникулеров, платформ подъемных для инвалидов, систем диспетчерского контроля и телеавтоматики;
- деятельность в области промышленной безопасности: диагностика, испытания, сертификация, оценка соответствия, рисков, проведение экспертиз;
- деятельность в области косметологии;
- выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники, ее ремонту и монтажу;
- перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
- ритуальные услуги;
- обращение с отходами;
- клининг и техническая эксплуатация зданий;
- коллекторская деятельность;
- деятельность патентных поверенных;
- рекламная деятельность;
- услуги салонов красоты;
- туристская деятельность (объединение агентов);
- деятельность отельеров;
- риэлторская деятельность;
- поставщики питьевой бутилированной воды;
- дистрибьюторы питьевой бутилированной воды;
- ветеринарная деятельность;
- деятельность в области лесоводства и лесозаготовки;
- стриптиз/джентельменские/элитные мужские клубы;
- цифровая экономика (интернет-торговля, дистанционное обучение, защита информации и др сервисы в сфере цифровой экономики);
- оказание услуг по социальной реабилитации и ресоциализации алко и наркозависимых граждан;
охрана труда и т.д.
Для тех видов деятельности, где хозяйствующие субъекты осуществляют саморегулирование на добровольной основе, внесение вгосударственный реестр СРО сведений о НКО осуществляется Росреестром. По состоянию на 17.06.2019 года в государственный реестр СРО, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью внесена информация о 513 СРО. С реестром добровольных СРО можно ознакомиться здесь.
Практически внесение в государственный реестр СРО сведений о НКО выглядит следующим образом:
- подготовка пакета необходимых документов, подтверждающих соответствие НКО формату СРО;
- подача документов в соответствующий государственный орган;
- получение уведомления государственного органа о включении НКО в реестр СРО.
Наша компания оказывает услуги на всех указанных этапах. Примерно половина наших заказчиков - региональные. Более подробно информацию об оказываемых услугах можно посмотреть по ссылке: http://sroinfo.ru/uslugi
 
За подробной информацией обращайтесь к нашим специалистам по телефонам: +7 916 254 28 63, +7 977 614 12 95 или пишите по адресу: info@sroinfo.ru