связаться с нами: +7 916 254 28 63

Государственный надзор за деятельностью СРО

Итак, 1.12.2007 года вступил в законную силу ФЗ «О саморегулируемых организациях», который ввел понятие саморегулируемой деятельности: это деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. При этом, параллельно существовал и существует иной порядок осуществления отдельных видов деятельности, который заключается в разрешительном со стороны государственных органов порядке заниматься субъектам предпринимательской деятельности определенными видами деятельности и разрешение это подтверждалось выданной лицензией.
Со временем перечень видов деятельности, осуществляемых на основании лицензии, стал сокращаться по принципу усиления значимости причинения возможного ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Одновременно перечень видов деятельности, осуществление которых разрешается при условии вступления участника предпринимательской деятельности в соответствующее СРО, стал расширяться и в настоящее время прибрел следующий вид:
аудиторская деятельность (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство финансов);
инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор));
энергетическое обследование (энергоаудиторы) (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство энергетики);
деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство сельского хозяйства);
деятельность кредитных кооперативов, микрофинансовых организаций и актуариев (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Центральный банк);
арбитражные управляющие (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр));
оценочная деятельность (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр));
процедура медиации (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр));
- организаторы азартных игр в букмекерских конторах и азартных игр в тотализаторах (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная налоговая служба).
При этом ст. 23 ФЗ "О СРО" введен термин «государственный надзор за деятельностью СРО (федеральный государственный надзор)», который осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора). В привязке к каждому виду деятельности все органы государственного надзора обозначены в предыдущем абзаце.

Каждый из вышеуказанных органов государственного надзора обладает правом проведения плановых и внеплановыхпроверок деятельности СРО, а также имеет в своем арсенале набор инструментов реагирования на допущенные СРО нарушения законодательства. При этом в законодательстве четко прослеживается тенденция расширения полномочий органов государственного надзора, детализация и расширение перечня информации, раскрываемой СРО.

В качестве наглядного примера можно привести ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций», принятый 7.06.2013 года.
Прежде всего это изложенная в новой редакции ст. 7 ФЗ «О СРО»:
«Статья 7. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации.
1. Саморегулируемая организация для обеспечения доступа к информации в соответствии с требованиями ФЗ «О СРО» обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации (далее - официальный сайт).
2. Саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте:
1) сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, в том числе сведения о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.1 ФЗ «О СРО»;
2) копии в электронной форме стандартов и правил саморегулируемой организации, а также внутренних документов саморегулируемой организации. К внутренним документам саморегулируемой организации относятся:
а) документы, устанавливающие порядок осуществления контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации и порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации;
б) положение о раскрытии информации, устанавливающее порядок обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и деятельности ее членов;
в) порядок размещения средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста, направления их размещения (инвестиционная декларация) в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг);
г) требования к членству в саморегулируемой организации, в том числе установленные саморегулируемой организацией размеры вступительных взносов, членских взносов и порядок их уплаты, а также порядок прекращения членства в саморегулируемой организации;
д) иные документы, требования к разработке которых установлены федеральными законами, предусматривающими в соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ «О СРО» случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;
3) информацию о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (с указанием штатных должностей членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, в том числе независимых членов, по основному месту работы), о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, и (или) о персональном составе коллегиального исполнительного органа саморегулируемой организации;
4) решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;
5) информацию об исках и о заявлениях, поданных саморегулируемой организацией в суды;
6) информацию о способах и порядке обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами;
7) информацию об управляющей компании, с которой саморегулируемой организацией заключен договор (ее наименование, место нахождения, информацию об имеющейся лицензии, номера контактных телефонов), о специализированном депозитарии, с которым саморегулируемой организацией заключен договор (его наименование, место нахождения, информацию об имеющейся лицензии, номера контактных телефонов), в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и размещение средств компенсационного фонда осуществляется через управляющую компанию;
8) информацию о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации в случае применения саморегулируемой организацией компенсационного фонда в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также информацию о фактах осуществления выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами и об основаниях таких выплат, если такие выплаты осуществлялись;
9) информацию о порядке осуществления аттестации членов саморегулируемой организации или их работников в случае, если федеральным законом и (или) саморегулируемой организацией установлено требование о прохождении аттестации членами такой саморегулируемой организации или их работниками;
10) копию в электронной форме плана проверок членов саморегулируемой организации, а также общую информацию о проверках, проведенных в отношении членов саморегулируемой организации за два предшествующих года;
11) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность саморегулируемой организации и аудиторское заключение в отношении указанной отчетности (при его наличии);
12) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование саморегулируемой организации, место ее нахождения, номера контактных телефонов и адрес электронной почты, полные и (в случае, если имеются) сокращенные наименования некоммерческих организаций, членом которых является саморегулируемая организация, места их нахождения, номера контактных телефонов и адреса электронной почты;
13) иную предусмотренную федеральными законами и (или) саморегулируемой организацией информацию.
3. Документы и информация, предусмотренные пунктами 1 - 3, 6, 8 - 9, 12 части 2 настоящей статьи, размещаются саморегулируемой организацией на официальном сайте не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты приобретения ею в установленном федеральными законами порядке статуса саморегулируемой организации и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. Иные документы и информация, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи.
4. Любые изменения, внесенные в документы и информацию, указанные в пунктах 1 - 7 и 9 - 12 части 2 настоящей статьи, должны быть размещены на официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем наступления события, повлекшего за собой такие изменения, если иной срок размещения таких изменений не установлен федеральным законом. Информация, указанная в пункте 8 части 2 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте ежеквартально не позднее чем в течение пяти рабочих дней с начала очередного квартала. Информация, указанная в пункте 13 части 2 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и (или) саморегулируемой организацией.
5. Требования к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти.
6. Саморегулируемая организация представляет информацию в федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Саморегулируемая организация наряду с раскрытием информации, указанной в части 2 настоящей статьи, вправе раскрывать иную информацию о своей деятельности и деятельности своих членов в порядке, установленном саморегулируемой организацией, если такое раскрытие не влечет за собой нарушение установленных членами саморегулируемой организации порядка и условий доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, а также возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации, интересов ее членов и определяется саморегулируемой организацией в качестве обоснованной меры повышения качества саморегулирования и информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов.
8. Саморегулируемой организацией должны быть предусмотрены способы получения, использования, обработки, хранения и защиты информации, неправомерное использование которой может причинить моральный вред и (или) имущественный ущерб членам саморегулируемой организации или создать предпосылки для причинения таких вреда и (или) ущерба.
9. Саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия ее должностных лиц и иных работников, связанные с неправомерным использованием информации, указанной в части 8 настоящей статьи.

10. Саморегулируемая организация несет ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанностей по раскрытию информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

Также в ФЗ «О СРО» появилась новая статья - 7.1 следующего содержания:
"Статья 7.1. Ведение реестра членов саморегулируемой организации
1. Реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям ФЗ «О СРО» и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации.
2. Лицо приобретает все права члена саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем, предусмотренных настоящей статьей, в реестр членов саморегулируемой организации.
3. Реестр членов саморегулируемой организации содержит следующие сведения:
1) регистрационный номер члена саморегулируемой организации, дата его регистрации в реестре;
2) сведения, позволяющие идентифицировать члена саморегулируемой организации:
а) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика (для физического лица);
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, номера контактных телефонов, идентификационный номер налогоплательщика, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, место фактического осуществления деятельности (для индивидуального предпринимателя);
в) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, дата государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, место нахождения юридического лица, номера контактных телефонов, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица;
3) сведения о соответствии члена саморегулируемой организации условиям членства в саморегулируемой организации, предусмотренным законодательством Российской Федерации и (или) внутренними документами саморегулируемой организации;
4) сведения об обеспечении имущественной ответственности члена саморегулируемой организации перед потребителями произведенных им товаров (работ, услуг) и иными лицами, в том числе сведения о страховщике (включая сведения о месте его нахождения, об имеющейся лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта) и о размере страховой суммы по договору страхования ответственности члена саморегулируемой организации, если требование, предусматривающее наличие такого договора страхования ответственности, является условием членства в саморегулируемой организации, о размере взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в случае, если формирование компенсационного фонда применяется в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг);
5) сведения о результатах проведенных саморегулируемой организацией проверок члена саморегулируемой организации и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий (в случае, если такие проверки проводились и (или) такие взыскания налагались);
6) иные предусмотренные саморегулируемой организацией сведения.
4. В отношении лиц, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в реестре членов саморегулируемой организации наряду с информацией, указанной в части 3 настоящей статьи, должна содержаться подлежащая размещению на официальном сайте информация о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения.
5. Раскрытию на официальном сайте подлежат сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, за исключением сведений о месте жительства, паспортных данных (для физического лица, в том числе для индивидуального предпринимателя) и иных сведений, если доступ к ним ограничен федеральными законами.
6. Саморегулируемая организация ведет реестр членов саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «О СРО».
7. Член саморегулируемой организации обязан уведомлять саморегулируемую организацию в письменной форме или путем направления электронного документа о наступлении любых событий, влекущих за собой изменение информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации, в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем наступления таких событий.
8. Дополнительные требования к составу сведений, включаемых в реестры членов саморегулируемых организаций, образованных в соответствии с федеральными законами, предусматривающими в соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ «О СРО» случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, и порядок ведения такими саморегулируемыми организациями этих реестров и размещения содержащейся в них информации на официальном сайте могут устанавливаться федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации."
Не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона саморегулируемые организации, в отношении которых определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций, направляют информацию об адресах своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный федеральный орган исполнительной власти.

4. Не позднее чем в течение тридцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона саморегулируемые организации, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций, направляют информацию об адресах своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного реестра таких саморегулируемых организаций.»

Для обеспечения реализации нововведений через год после появления ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций», а именно, с 7.06.2014 года в законную силу вступила новая статья 14.52 Кодекса об административных правонарушениях – «Нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации», следующего содержания:
«1. Неразмещение саморегулируемой организацией, членство в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, документов и информации на официальном сайте саморегулируемой организации в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением нарушений, указанных в части 2 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Неразмещение саморегулируемой организацией, членство в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации, если обязанность по формированию компенсационного фонда в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами предусмотрена федеральными законами, а также сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемой организации, на официальном сайте саморегулируемой организации в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3. Размещение саморегулируемой организацией, членство в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, документов и информации, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте саморегулируемой организации в сети "Интернет", с нарушением требований к обеспечению доступа к этим документам и информации, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом такой саморегулируемой организации в сети "Интернет" -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
4. Нарушение саморегулируемой организацией, членство в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, требования о наличии официального сайта такой саморегулируемой организации в сети "Интернет" -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.»

Не забыли и о тех, кто уже функционирует в формате СРО. Для них есть статья 8 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций», предписывающая СРО, в отношении которых определен орган государственного надзора за деятельностью СРО, не позднее чем в течение 15 дней со дня вступления в силу указанного закона направить информацию об адресах своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный федеральный орган государственного надзора. Тем СРО, в отношении которых не определен орган государственного надзора  за деятельностью СРО (Росреестр), обязаны направить ту же информацию в Росреестр в течение 30 дней со дня вступления в силу указанного закона.

В части повышения открытости СРО внесены корректировки в специальные законы: «Об аудиторской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об оценочной деятельности», «О кредитной кооперации», "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в Градостроительный кодекс РФ.

Таким образом, государственный надзор за деятельностью тех СРО, членство в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, становится все серьезнее и изощреннее. По этой причине руководству СРО следует отслеживать все изменения законодательства, касающиеся саморегулируемой деятельности, чтобы основные усилия направить на защиту прав и законных интересов своих членов, а не на выполнение предписаний органов государственного надзора и оспаривания их действий.

Наша компания готова предложить всем СРО, независимо от того, является членство в них в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательным или нет, универсальную услугу – комплексное правовое сопровождение СРО по принципу абонентского обслуживания (об этом подробнее читайте здесь: http://sroinfo.ru/node/73). Это позволит переложить на нас отслеживание изменений законодательства и внесение корректировок в деятельность СРО в случае их появления.

По всем вопросам данного раздела обращайтесь к нашим специалистам по телефону: +7 977 614 12 95, +7 929 547 37 04 или пишите письма по адресу: info@sroinfo.ru.